Краснокутск — Полтава, или Если праздники случились неожиданно

Майские всегда положено планировать заранее и на подальше. Но в этом году мы совершенно безбожно затупили с планами и 30 апреля обнаружили, что впереди, внезапно, 4 выходных дня, а мы ни в одном глазу. Читать новости 4 дня не хотелось совершенно, поэтому 1го было решено выспаться, а утром 2го числа мы с велосипедами были уже на вокзале.

Если не знаешь куда ехать - едь на Ворсклу. Это касается всех - пеших, конных и водоплавающих. Ворскла прекрасна.

В этот раз мы решили ехать от Богодухова, вдоль притока Ворсклы - реки Мерла, с посещением по пути Краснокутска и, конечно, его дендропарка.
От станции Губаревка за Богодуховым спустились вниз и поехали по замечательной дороге в лесу вдоль реки:

В мае цветут мои любимые цветы. Это довольно суровые цветы. Им не проблема прямо на дороге:

...и другие желтенькие, тоже красивые, как называются кстати?

Кое-где, конечно, встречалась река Дорожная:

Но это не проблема.
Ведь Мы Едем Прямо По Треку!

За что я особенно ценю маршруты вдоль рек, так это за то, что они предполагают минимальное количество подъемов. При удачном раскладе можно довольно долго ехать по абсолютно ровной грунтовке вдоль берега и наслаждаться видами долины и реки. Кстати фауна долины весьма разнообразна: кажется, верхняя корова немного отличается от нижней, не?

В верхнем течении Мерла - река довольно маленькая, меньше Мжи, наверное. Но ниже она меняется: русло искусственно выпрямлено и расширено, каждые несколько километров - дамба, которая подпирает воду и обеспечивает орошение окрестных полей через множество небольших каналов. Правда, мы сначала подумали, что это не оросительные каналы, а осушительные. Возможно, одно другому не мешает.
Остается только вопрос, что на этом 80%-м песке выращивают 🙂

Так понад бережком мы не спеша доехали до Краснокутска. К этому моменту мне подумалось, что было бы неплохо и пообедать. Конечно, я тут же себя одернула, но было поздно. Через 15 минут явился Обед:
В этот раз он был в форме короткого, но сильного дождя, застал нас на подъеме и загнал на чье-то крыльцо. После Обеда (который, как водится, длился ровно столько времени, сколько надо, чтобы не спеша попить чаю и съесть перекус) мы продолжили подъем на холм и уже наверху выяснили, что точка "Дендропарк" на треке стоит неправильно. Дендропарк на соседнем холме.

Мы развернулись ехать вниз и опять вверх. На обочине ненавязчиво маячили березки.

Но в начале пятого мы его все-таки нашли, точнее, достигли:

К некоторому моему удивлению, вход на территорию оказался бесплатен. Нас сначала попросили оставить велики, мотивируя это тем, что был дождь и мы попортим дорожки, но потом махнули рукой. Хотя оставить велики мы были не против, только вот особо негде.

Краснокутсткий дендропарк небольшой, милый и уютный. В уголке припрятаны две могилы Каразина, вот одна из них:
...но кстати оба - не тот Каразин 🙂

Самое большое озерцо называется Озеро Любви. Оно оборудовано островком с беседкой, симпатишным мостиком и плакучими ивами на берегу. В целом, ня.

Ну и конечно же, оно полно Любви. Ее там много, громко и она совершенно не обращает внимания на погоду, время суток и шляющихся вокруг сухопутных. Прямо скажем, любовь там просто оглушительная. И полифоничная. Что поделаешь, сезон.

В парке встечаются неожиданные персонажи. Вот этот, мне кажется, только днем такой. А ночью оживает и летает с уханьем:

Много укромных уголков со скамеечками и беседками. Можно приятно посидеть и расслабиться. Но у нас Обед уже был, поэтому мы целеустремленно объехали парк и направились дальше. Сначала тоже по бережку:

... а когда дорожка закончилась - вылезли на трассу. Мягко говоря, незагруженную, то есть почти пустую.
Накрапывал дождик, хозяева забирали коров с пастбищ:

Поверьте, эта фотка не передает всю идиллию момента. Корова с сердечком на попе умеет ходить, как и не снилось никакой фотомодели.

Кстати, это очень молочное место. Коров море, такое ощущение, что их держит чуть не каждый двор во всех селах, которые мы проезжали по дороге.
Молоко вкусное 🙂

Потом стемнело, мы свернули с дороги и пошли выполнять свою дневную норму Вараксинских Троп. Сначала проперлись через небольшое село в темноте, возбудили там 101% собак, зашли в лес и обнаружили, что в лесу Песок. Протащили велы в зубах километра три, обнаружили, что путь к предполагаемому месту ночевки прегражден конкретным болотом, потыкались назад а потом вперед, попытались прорваться к реке еще в двух местах. Нашли везде фантастически дикий лес, я что-то похожее видела только на Аутле (все в темноте, фоток нет но поверьте на слово. Настоящий сказочный Дремучий Лес, с кучей вывороченных деревьев, перевитый лианами на высоту в 3 моих роста. Через него и пешком дальше чем на 10 шагов не залезешь.) - и в 22 часа с чувством выполненного долга стали где попало. Где попало были сосны (хорошо), не было реки (жаль), но всю ночь был соловей (красиво). В это время года соловьи как жабы, поют где попало.

Утро было солнечно и прекрасно, мы позавтракали и поехали искать более гостеприимную речку.
Ура, вот она - Ворскла!

У моста встретили группу байдарочников, которые тоже велосипедисты, но временно пересели на байдарки. В общем да, когда я хожу на байдарке, меня вид велосипеда на берегу тоже тянет пообщаться 🙂

В сегодняшней культурной программе важное место было отведено Опошнянскому музею керамики. Оказалось, что это весьма делокализованный музей. Он насчитывает пять не то шесть отделений, разбросанных по разным частям Опошни и соседнего села Міські Млини. На некоторых целая коллекция табличек с именами тех, кто этот музей посещал:

По пути заехали на смотровую площадку и не удержались от КП-определяющей фотографии:
Кстати, флэш-кросс в этих местах был бы чудесен.

Когда мы добрались до основного отделения музея, я с порога поняла, что мне тут понравится. У входа нас ждала Образцовая Велопарковка:
Специально огражденная территория для великов, закрывается на ключ, ключ у охранника. Умеют же люди, когда хотят. В праздники парковка не пустует: параллельно с нами там была еще одна группа велосипедистов из Харькова.

Музей организован заботливо, явно людьми, которые любят свое дело. По форме это не столько музей, сколько выставка современного гончарного искусства, хотя и исторически-познавательных экспонатов хватает. Билет 30 гривен, можно взять экскурсию, но мы не стали - так присоседились 🙂

Фото специально для А.И.

И еще тарелочек:

Они выполнены в другом стиле, чем турецкие, но тоже очень забавны. Жаль только, тарелочки с рыбой в продаже нет, только на выставке. По большей части это работа конкурсантов гончарных слетов, которые проходят тут во множестве, но есть и вещи известных современных художников - гончаров. Это такое специальное искусство.

Внутри небольшой мастер-класс по изготовлению тарелочек и глечиков:

Похоже? Ну почти, не придирайтесь 🙂

Вокруг много гончарноэкспонатов и гончарнокартин. Многие действительно интересные и необычные, а некоторые просто коты:

Обратите внимание под конторку на входе 🙂

Вокруг домика большая экспозиция скульптур, которые внутрь не влазят.
Например такой класичний український селянин:

Можно подпеть мартовским котам:

Вот тут козак в окружении вещей, который составляют неотъемлемую часть его жизни. Как туда попало дерево Будды? Да мало ли чего козак из похода приволокет.

Эней и Мамай. Как по мне, оба монголы.

С вами в поход не поехала Галя? Не беда. Музей великодушно предоставит Галю №2:

Теперь я знаю, как на самом деле выглядит органическая химия:

Эта пчела явно родственница божьей коровки из мультфильма "Minuscule":

Нудистам на заметку. "Дама з міста"

А еще там можно поскладывать пазлы. Так вот, керамические пазлы это вам не какой-то там пластик. Береш в руку маєш весч 🙂

В общем, музей зачетный, очень понравился. Проторчали там часа полтора, спустились обратно к реке, заехали поглядеть на дамбу. Дамба на месте:
Неясно, есть там сейчас электростанция или нет. Но когда-то точно была, на ней работал мой папа. Практически родные места 🙂

Искупались, пообедали и поехали выполнять бескультурную программу.
Возле реки встречаются буровые вышки, действующие и запломбированные газовые скважины. В бассейне Ворсклы газа много. Даже очень.

Проехав километров 10 по хорошей дороге, мы вспомнили про трек и, учтя вчерашний опыт, решили выполнить сегодняшнюю норму Вараксинских Троп засветло.
Трек этого участка был нарисован по видимой на снимке просеке и по обозначенным на гуглокарте дорогам.
Вы видите дорогу? А она есть 🙂
Обратите внимание наверх. Да, просека тут была. Лет 15 назад. Но ее все еще хорошо видно на космоснимке.

Потом были кусты, крапива, снова крапива, кусты и т п на том месте, где обозначена дорога.
Велосипед устал:

Но человек упорней вела, мы шли по дороге (=точно по треку) невзирая на ее отсутствие, и таки нашли для ночевки красивую полянку на берегу реки и пляжик с белым песочком. Вот на Донце фих найдешь такое место на реке, к которому теоретически можно подъехать на машине, но практически дороги нет. Здесь - пжалста. Дорога была, да сплыла. Наверное, Полтава таки меньше Харькова 🙂
Зато оргомный плюс отсутствия дороги в том, что вокруг - никого. Ради этого и в крапиву не жалко.

Утро было чудесно, солнечно и многрыбно:
Рыбы мелкие и охотно делают пилинг ног, если им предложить. Ощущения прикольные, но ко мне подкралась рыба покрупнее и каак укусит за мизинец 🙂 У них оказывается и зубы есть.

Купальный сезон был многократно открыт. Вода прекрасная. Солнце теплое.

Мы довольно быстро разблудились, выбрались на дорогу и поехали дальше. Вообще, если не ставить себе целью поблукать, вдоль Ворсклы почти везде можно проехать у берега по хорошей грунтовке с красивыми видами.

На высоком берегу гнездятся ласточки. Вот тут их целая туча, но пока я отвинчивала от Андрея фотик, они улетели:

Мои любимые цветы и я. Красота!

По дороге мы нашли пляж как раз напротив того места, где в байдарочном походе 2007 года делали дневку. Видно, что столик еще стоит, а вот причальный пирс обвалился вместе с частью берега и парочкой деревьев. Место красивое, сосны, все дела.

Я помню этот мостик с того же байдарочного похода. Тогда вода была ниже, и мы проходили под ним, упираясь руками снизу. Несколько раз казалось, что мы застрянем и будем тут жить: оказывается, притопить байдарку нелегкая задача.

Доехав берегом почти до Полтавы, мы переправились через реку по пешеходному мостику. Идти по нему с груженым велом было немного страшновато: казалось, поскользнется - не поймаешь. Но вел неплохо держал равновесие.

По традиции посетили пляж у вокзала, где конечно же встретили еще одну группу байдарочников, которые на самом деле велосипедисты, но сегодня на байдарке. (Оказались одесситы. Слава Ворсклы шире соседних областей.) Довольные и слегка обгоревшие, мы уехали домой на электричках.
За 5 часов езды в которых понимаешь, зачем человеку даден смартфон с GPRS 🙂

Краснокутск — Полтава, или Если праздники случились неожиданно: 32 комментария

1. ай, какая прелесть!:)))))))))
    и опошня и молочко и зеленая травка и местный колорит!!!!!!!
    молодцы!
    а «дама з мiста» какой шедевр — Ирко, я вначале думала что это ты там лежишь :)))))

1. Да, только в одном, мы там довольно много времени потратили и решили, что пора ехать. Из остальных отделений 2 или3 представляют собой «музей-усадьбу такого-то, коллекционера опошнянской керамики», есть музей более исторически-научного плана, и еще что-то. Там полдня можно кататься.

1. Не похоже, чистотел я знаю, он равномерно-желтый, без градаций цвета. И вообще, ты решил с биологом о ботанике поспорить? 🙂

1. Ну, у меня был образец 🙂 Минимум слов, максимум фоток, только общее их количество я немного превысила кажется.

2. Кстати, а у тебя все фотки видны? У меня почему-то последние несколько штук не грузятся…

1. а я всегда считала что это — лесные «анютины глазки»
            фиалочки — они же фиолетовые, чуть-чуть другие

1. Оля, ты правильно думаешь — это анютины глазки (то, что у Сереги), они же — фиалка трехцветная; а то, что у Иры на фотке, скорее всего — фиалка утренняя. А то что, фиолетового цвета — тоже фиалки (фиалка собачья, фиалка душистая и т.д.). В общем, это все один род — фиалка, или Viola, но разные виды (которых несколько сотен).

2. За спецфото спасибо, тарелок больше чем на стамбульском базаре. Но турецкие росписи пока что нравятся больше. Надо будет Опошню посетить, составить собственное впечатление.

После фильма «Очікуючи вантаж на рейді Фучжоу біля пагоди» я совсем не удивляюсь козаку под деревом Будды ))

А отчет весьма оживил сей немного захиревший в последнее время сайтик.
    Надеемся вскорости увидеть отчеты с побужских берегов, Грузии и прочих мест, которые посещают посетители «троп», но почему-то ленятся писать по возвращении 🙂

3. отличнейший отчет! автор! пиши еще! пиши чаще! пиши громче! Галя довольна ОЧЕНЬ. спасибов точно не жалко. всех. ))))))))))))))